Западные методики оценки эффективности управления персоналом
В настоящее время во многих российских компаниях, особенно тех, которые занимаются консалтинговой и маркетинговой деятельностью, применяются западные методики оценки эффективности управления персоналом. Среди них выделяются:
1. Экспертная оценка.
Заключается в опросе руководителей подразделений с помощью анкетирования, на предмет того, что они думают о менеджерах по персоналу и методах их работы. Анкета может включать в себя как общие, так и частные вопросы. Анкетирование проводится своими силами, без привлечения консультантов. Такой метод эффективен с точки зрения минимизации затрат на проведение оценки, но его основным недостатком является субъективность оценок, связанная с межличностными отношениями в коллективе.
2. Метод бенчмаркинга.
Заключается в том, что показатели деятельности служб управления персоналом (коэффициент текучести кадров, показатель абсентеизма, затраты на обучение новых работников) сравниваются с аналогичными данными других компаний, работающих на рынке и занимающихся примерно теми же видами деятельности;
3. Метод подсчета отдачи инвестиций («return of investment») - в данном случае производится расчет показателя:
, (6)
где ROI - отдача инвестиций;
Д - доход;
ЗРС - затраты на рабочую силу.
4. Методика Д. Филлипса, включающая в себя определение следующих показателей:
1) Оценка инвестиций в службу управления персоналом:
, (7)
где ОИ - оценка инвестиций;
РСП - расходы службы управления персоналом;
ОР -
операционные расходы.
) Абсентеизм - уклонение от выполнения работы без уважительных причин (прогулы и пр.).
Показатель отсутствия на рабочем месте (абсентеизма):
ПО = ЧП + КСУ, (8)
где ПО - показатель отсутствия на рабочем месте;
ЧП - число прогулов;
КСУ -
количество работников, уволившихся неожиданно.
3) Показатель удовлетворенности (качественный показатель) - число работников, удовлетворенных своей работой, выраженное в% (здесь в качестве критерия удовлетворенности можно использовать факторы мотива- ционно-гигиенической теории Ф. Герцберга);
) Критерий, характеризующий единство и согласие в организации, определяемый методами социометрии.
5. Методика Д. Ульриха,
включающая в себя:
- показатель производительности на единицу сырья, одного работника или единицу
заработной платы;
- показатели скорости бизнес-процессов;
- расходы на проведение специальных программ и инициатив и их результаты (является, по сути, аналогом показателя ROI, описанного выше);
- скорость бизнес-процессов до нововведений и после;
- навыки работника, лояльность к руководству, моральный климат в коллективе. [6, с. 172-207]