Анализ себестоимости продукции
Себестоимость - это основной ценообразующий и прибылеобразующий фактор, поэтому анализ себестоимости позволяет, с одной стороны, дать обобщающую оценку эффективности использования ресурсов, с другой - определить резервы увеличения прибыли и снижения цены единицы продукции. От его уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного производства, финансовое состояние субъектов хозяйствования. Анализ себестоимости продукции, работ услуг позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнение плана по его уровню, влияние факторов на его прирост, резервы, а также дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции. Структура и динамика затрат на производство по элементам представлена в таблице 9.
Таблица 9. Структура и динамика затрат на производство по элементам
Элементы затрат |
2010 г. |
2011 г. |
2011 г. к 2010 г. | |||
тыс. р. |
% к итогу |
тыс. р. |
% к итогу |
+, -, тыс. р. |
+, -, % | |
Материальные затраты |
5144 |
58,86 |
4508 |
58,3 |
-636 |
87,6 |
Затраты на оплату труда |
3152 |
36,06 |
3059 |
39,5 |
-93 |
97,05 |
Амортизация |
77 |
0,88 |
84 |
1,1 |
7 |
109,09 |
Прочие затраты |
367 |
402 |
83 |
1,1 |
-284 |
22,67 |
Полная себестоимость |
8740 |
100 |
7734 |
100 |
-1006 |
88,49 |
Полная себестоимость в 2011 г. снизилась с 8740 до 7734 тыс. руб. или на 11,51%. Это связано с тем, что материальные затраты снизились на 636 тыс. руб., и затраты на оплату труда уменьшились на 93 тыс. руб., или на 295%.
Амортизация в 2011 г. возросла на 7 тыс. руб. Прочие затраты уменьшились на 22,62%.
В таблице 10 приведена динамика затрат на 1 рубль реализованной продукции.
Таблица 10. Динамика затрат на 1 рубль реализованной продукции
Показатель |
2010 г. |
2011 г. |
2011 г. к 2010 г. | |
+, - |
% | |||
1. Выручка от продажи продукции |
9223 |
8587 |
-636 |
93,1 |
2. Себестоимость проданной продукции |
9921 |
9212 |
-709 |
92,85 |
3. Затраты на 1 рубль реализованной продукции, р. |
1,08 |
1,07 |
-0,01 |
99,07 |
1 2