Содержание и задачи инновационного менеджмента
Инновация является объектом воздействия со стороны хозяйственного механизма. Хозяйственный механизм воздействует как на процессы создания, реализации и продвижения инноваций, так и на экономические отношения, возникающие между производителями, продавцами и покупателями инноваций.
Другими словами, инновация - это результат реализации новых идей и знаний с целью их практического использования для удовлетворения определенных запросов потребителей.[15, с.5]
Инновационный менеджмент - это самостоятельная область экономической науки и профессиональной деятельности. Она направлена на формирование и обеспечение достижения любой организационной структурой инновационных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Понятие "менеджмент" достаточно быстро вошло в современный экономический лексикон, став по сути синонимом понятия "управление". Оно широкое используется применительно к разнообразным социально-экономическим процессам на предприятиях, действующих в рыночных условиях.
Наряду с принципами, процессами и методами общего менеджмента, характерными для любой фирмы в целом, выделяются отдельные его разновидности, использующие специфические формы управления различными функциональными сферами или видами хозяйственной деятельности фирмы. Они получили название функционального менеджмента. Так, управление процессом производства продукции составляет содержание производственного менеджмента, финансовыми процессами - финансового менеджмента, инвестициями - инвестиционного, кадрами - персонального менеджмента и т.п.
Таким образом, инновационный менеджмент - это одна из многочисленных разновидностей функционального менеджмента.
Инновационные процессы - это достаточно специфичный, сложный, масштабный и разнообразный по своему содержанию объект управления. Он требует использования специальных форм и методов воздействия для эффективного развития. В условиях реформирования страны, когда нововведения стали неотъемлемым элементом всех структур - начиная от государственных органов управления до малых предприятий, использование инновационного менеджмента становится важным фактором выживания и коммерческого успеха любой компании.
Цель - это конечное состояние, желаемый результат, которого стремится добиться любая организация. Цель устанавливает определенные ориентиры развития на заданный период. С одной стороны, цель выступает как результат прогнозов и оценки ситуации, а с другой - как ограничитель для планируемых инновационных мероприятий.
Цели инновационного менеджмента сводятся к тому, чтобы найти новое техническое решение в области создания изобретения, проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, организации серийного производства, одновременной подготовки и организации сбыта такой продукции, внедрения нового товара на рынок, закрепления на новых рынках с помощью более высокого качества и конкурентоспособности товара.
Реализация поставленных целей предполагает учет различного рода факторов, среди которых можно выделить следующие: ориентация инноваций на рынок, соответствие инноваций целям предприятия, восприимчивость предприятия к инновациям, наличие на предприятии источника творческих идей, экономически обоснованная система отбора и оценки инновационных проектов, эффективные методы управления инновационными проектами и контроль за их реализацией, индивидуальная и коллективная ответственность за результаты инновационной деятельности.