Как сформировать доверие к лидеру
Суждение о том, что присутствие хорошего лидера увеличивает шансы на достижение успеха в бизнесе, в государственном управлении, в прочих организациях и социальных группах современной литературой по предмету «Организационное поведение» не ставится под сомнение. Если роль лидера столь велика, может возникнуть вопрос: Как сформировать доверие к лидеру в организации?
Что же такое лидерство? Лидерство - это умение и право вести соответствующую группу людей к достижению поставленной цели. Лидерство не может носить формальный характер - т.е. лидер не всегда занимает руководящую должность в организации.
Иными словами, лидеры появляются естественным образом в групповой среде.
Что же такое доверие? Доверие - это позитивное ожидание того, что другой человек не будет - посредством слов, поступков или решений действовать исходя исключительно из меркантильных и конъюнктурных соображений.
Какими же качествами должен обладать руководитель, чтобы сформировать атмосферу доверия в своих коллективах?
Результаты недавних исследований указывают на пять характеристик, без которых невозможно доверие: порядочность, компетентность, последовательность, лояльность и открытость.
Под порядочностью я понимаю честность и правдивость. Из всех пяти характеристик порядочность представляется мне самой важной.
Понятие компетентности включает в себя технические и межличностные знания и умения. Владеет ли этот человек в достаточной мере тем предметом, о котором он рассуждает?
Под последовательностью я понимаю надежность, предсказуемость и способность к здравому суждению. Когда слова расходятся с делом, это снижает доверие к человеку.
Лояльность - это готовность защищать и отстаивать интересы другого человека.
Последняя характеристика доверия - открытость. Возможность положиться на человека в том, что он скажет вам “всю правду”.
Доверие, я считаю, представляет собой главный атрибут лидерства. Когда подчиненные доверяют своему лидеру, они готовы выполнять все его распоряжения, поскольку уверены в том, что он не станет злоупотреблять их правами и интересами. С другой стороны, они не станут слепо подчиняться человеку, в честности которого они сомневаются, или человеку, способному “воспользоваться” ими в собственных интересах. Такой человек не будет являться лидером, а будет лишь формальным руководителем организации. Формальных руководителей, ставших таковыми вследствие каких-то внутриорганизационных процессов, ошибочно считать лидерами.
Практика показывает, что, когда организации оказываются в кризисных ситуациях или работают в условиях большой неопределенности, пребывание на руководящем посту харизматического лидера, как правило, приносит положительные результаты. Эффективные руководители сегодня должны заботиться о формировании и поддержании доверительных отношений в возглавляемых ими коллективах.
По мере того как организации становятся все менее стабильными и предсказуемыми, прочные узы доверия приходят на смену бюрократическим правилам в определении ожиданий работников и отношений между ними и руководителями.
Оценка имиджа ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы»