Суть, основные цели и задачи контроля выполнения стратегии
Слово «контроль» как и слово «власть» рождает у большинства людей прежде всего отрицательные эмоции. Для многих людей контроль ― это прежде всего ограничение, принуждение, отсутствие самостоятельности и т.п. - в общем, все то, что прямо противоположно представлениям о свободе выбора.
Однако сводить контроль к такому узкому пониманию, просто к неким ограничениям, исключающим возможность действий, наносящих вред организации и заставляющих каждого вести себя строго дисциплинированно, - почти одно и то же, что и упустить из виду основную задачу управления.
Контроль, с точки зрения современной науки об управлении - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей [1, c. 279]. Процесс контроля состоит из установки стандартов, критериев, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.
Контроль является ― неотъемлемый элемент сущности всякой организации. Это и дало основание Питеру Друкеру заявить: «Контроль и определение направления - это синонимы».
Функция контроля - это такая характеристика управления, которая позволяет выявить проблемы и соответственно скорректировать деятельность организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис. Вот что написано в мудрой китайской книге «И. Цзинь» («Книге перемен») еще три тысячи лет назад, задолго до того, как возникли первые идеи науки управления:
«Когда умный человек видит почему он добился успеха, он делает так снова.
Когда же он видит свои ошибки, он не повторяет их».
Одна из важнейших причин необходимости осуществления контроля лежит в том, что любая организация безусловно обязана обладать способностью вовремя фиксировать свои ошибки, концентрироваться на причинах их возникновения и исправлять их до того, как они повредят достижению целей организации [1, c. 281].
Не менее важной является и положительная сторона контроля, состоящая во всемерной поддержке всего того, что является успешным в деятельности организации. Сопоставив реально достигнутые результаты с запланированными, т.е. отвечая на вопрос «Насколько мы продвинулись к поставленным целям?», руководство организации получает возможность определить, где организация добилась успехов, а где потерпела неудачу. Другими словами, один из важных аспектов контроля состоит в том, чтобы определить, какие именно направления деятельности организации наиболее сыграли ключевую роль в достижении ее общих целей.
Контроль - это критически важная и сложная функция управления. Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует брать во внимание, учитывая в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим. Контроль не может оставаться прерогативой исключительно менеджера, назначенного «контролером», и его помощников. Каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально этого не поручал [1, c. 281].
Контроль есть нечто иное, как фундаментальный элемент процесса управления. Ни планирование, ни создание организационных структур, ни мотивацию нельзя рассматривать полностью отделяя от контроля. Действительно, фактически все это является неотъемлемыми частями единого целого ― общей системы контроля в данной организации.
В процедуре контроля есть три четко различимых этапа: выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов и принятие необходимых корректирующих действий. На каждом этапе реализуется комплекс различных мер.
Основные задачи любого контроля следующие:
• определение того, что и по каким показателям проверять;
• оценка состояния контролируемого объекта в соответствии с принятыми стандартами, нормативами или другими эталонными показателями;
• выяснение причин отклонений, если таковые вскрываются в результате проведенной оценки;
• осуществление корректировки, если она необходима и возможна.
В случае контроля реализации стратегий эти задачи приобретают вполне определенную специфику, обусловленную тем, что стратегический контроль направлен на выяснение того, в какой мере реализация стратегии приводит к достижению целей фирмы. Это принципиально отличает стратегический контроль от управленческого или оперативного контроля, так как его не интересует правильность осуществления стратегии или правильность выполнения отдельных работ, функций и операций. Стратегический контроль сфокусирован на выяснении того, возможно ли в дальнейшем реализовывать принятую стратегию, и приведет ли ее реализация к достижению поставленных целей. Корректировка по результатам стратегического контроля может касаться как реализуемой стратегии, так и целей фирмы [1, c. 289].