Критерии оценки стратегии
Эти критерии используются на стадии выбора стратегии, либо уже при оценке результатов ее реализации.
Существует несколько характеристик критериев оценки стратегии: последовательность, согласованность, осуществимость, приемлемость, преимущество [2, c.142].
Последовательность осуществления стратегии. Важнейшей функцией стратегии является гармонизация деятельности всех сторон и частей организации. Несмотря на это, часто на практике может присутствовать существенная непоследовательность в достижении организационных целей разного уровня. Для анализа эффективности и согласованности поставленных целей следовало бы ответить на ряд вопросов:
• Существуют ли проблемы координации и планирования сами по себе или они являются результатом деятельности людей? Если да, то это, вероятно, происходит из-за непоследовательности в стратегии.
• Успех одной организационной единицы (подразделения) значит как провал для другой? Если так, то стратегия, вероятнее всего, непоследовательна.
• Проблемы текущей деятельности представляются для решения высшему звену управления, несмотря на делегирование полномочий нижестоящим звеньям структуры организации? Если да, то стратегия, вероятно, непоследовательна.
• Гармонирует ли стратегия с ценностями организации? Если нет, то это признак непоследовательности стратегии [2, c. 143].
Согласованность с требованиями среды. Способ взаимоотношения компании с окружающей средой имеет два аспекта: компания должна соответствовать среде, приспосабливаясь к ней, и в то же время конкурировать с другими фирмами, которые также стремятся приспособиться. Для оценки степени согласованности целесообразно задать следующий ряд вопросов:
• Насколько полно данный вариант стратегии адресован определенным в стратегическом анализе проблемам? Использует ли стратегия сильные стороны компании и возможности среды и насколько эффективно?
• Соответствует ли стратегия организационным целям?
• Обладает ли стратегия достаточной гибкостью для того, чтобы иметь дело с быстро изменяющейся обстановкой?
Реалистичность осуществления стратегии. Основная проблема здесь состоит в том, жизнеспособна ли стратегия, опирающаяся на имеющиеся в распоряжении технологические, трудовые и финансовые ресурсы. На этот счет можно задать целый ряд соответствующих вопросов:
• Проявила ли организация, способность к разрешению проблем и особую компетенцию, необходимую для осуществления стратегии?
• Показала ли организация требующуюся для реализации стратегии степень умения координировать и объединять усилия групп поддержки?
• Есть ли достаточные источники финансирования для реализуемой стратегии?
• Может ли организация добиться стратегически необходимых экономических показателей?
• Способна ли компания и в будущем вести конкурентную борьбу?
• Насколько доступны необходимые материалы и услуги?
Преимущество по отношению к конкурентам. Конкурентное преимущество может быть отнесено к одной из трех областей: превосходящие ресурсы, превосходящие навыки или лучшее положение. Первые две представляют способность предприятия сделать больше и лучше, чем конкуренты. Фундаментальный вопрос здесь состоит в том, какие навыки и ресурсы могут давать преимущества и в каких областях [2, c. 144]. Преимущество в положении может быть достигнуто предвидением, неординарными навыками, ресурсами или же просто удачей. После завоевания хорошего положения его необходимо удерживать. Преимущество можно описать ответами на следующие вопросы:
• Приведет ли стратегия к широкой известности компании как надежного поставщика товаров (услуг)?
• Обеспечит ли она в ходе обслуживания рынков создание надежного подспорья уникального опыта?
• Позволит ли стратегия компании разместиться географически рядом с основными покупателями?
В оценке стратегии существуют определенные трудности. Они могут быть представлены следующими причинами:
• Необходимая для оценки стратегии информация может быть недоступна нерелевантна, либо же несвоевременна. Следует взять во внимание, что оценка стратегии ни в коем разе не может быть качественнее информации, на которой она основана.
• Существование значительного различия во мнениях о том, по каким критериям следует оценивать стратегии. Это может стать политизированным процессом.
1 2