Сущность оценки стратегии
Оценка стратегии, являясь заключительным этапом стратегического планирования, продолжается на всех этапах реализации стратегии. Она может производиться по двум направлениям:
• оценка выработанных конкретных стратегических вариантов для определения их оптимальности для поставленных задач, а также их осуществимости, приемлемости и последовательности для организации;
• сравнение результатов реализации стратегии с уровнем достижения целей.
Эффективная система оценки для её успешной реализации требует наличия четырех основных компонентов:
. Мотивация для оценки. Прежде чем производить оценку, у руководителя организации должно возникнуть желание оценить свои показатели или стратегию, которую он или его команда собираются реализовать. Такое стремление обусловлено осознанием необходимости достижения соответствия между организацией и предложенной стратегией. Существует и другой потенциальный мотивирующий фактор: надежда руководителя на вознаграждение в соответствии с объективно оцененными критериями реализуемой им стратегии [2, c. 142].
. Информация для оценки. Другим требованием достоверности оценки является информация в удобной для использования форме, дабы оценить выбранную стратегию и ее последствия после реализации. Конечно же для этого необходима эффективная система сбора и обработки управленческой информации, а также полная и объективная картина сведений об альтернативах и возможных результатах их реализации.
. Критерии оценки. Для оценки стратегий существуют определенные критерии, которые могут быть сгруппированы следующим образом:
• Последовательность осуществления стратегии. Стратегия определяется целью верхнего уровня, а потому и не должна содержать несогласованные цели более низкого уровня.
• Согласованность с требованиями среды. Стратегия должна соответствовать внешней обстановке, происходящим в ней критическим изменениям.
• Осуществимость стратегии. Стратегия должна соответствовать доступным ресурсам, не создавая нерешаемых проблемы в будущем.
• Приемлемость для стейкхолдеров ― необходимо соответствие ожиданиям конкретных групп поддержки.
• Преимущество по отношению к конкурентам. Стратегия должна быть устойчива в конкурентной среде, то есть поддерживать конкурентное преимущество в определённой области [2, c. 142].
. Решения по результатам оценки стратегии. Оценка сама по себе не является завершающим этапом, поскольку должна направлять в нужное русло решения о выборе стратегических альтернатив. Должны быть разработаны соответствующие системы корректирующих действий, основанные на оценке представленной информации о ходе реализации стратегии.