Основные виды компетенций
Мы рассмотрим виды компетенций, основанные на корпоративном масштабе (масштаб распространения какого-либо вида компетенций) и организационном уровне (уровень организационной структуры, на котором работает какой-либо вид компетенции): корпоративные, профессиональные и управленческие. Данная классификация выбрана как наиболее оптимальная для построения модели компетенций и использования ее в различных направлениях HR-деятельности. Кроме того, она позволяет подобрать технологичный инструментарий по оценке компетенций и, соответственно, сделать систему компетенций более доступной для использования. Интернет магазины, отопительное оборудование радиаторы отопления краснодар.
Наиболее широкими по масштабу и высокими по организационному уровню (корпоративные компетенции как вид присущи всем должностям компании, находящимся на всех уровнях организационной структуры - в том числе, на самых высоких) являются корпоративные компетенции. К данному виду относятся корпоративные стандарты поведения - деловые и личностные качества, которым должны обладать все работники компании вне зависимости занимаемых ими должностей и выполняемых обязанностей. То есть это те компетенции, которыми должен обладать каждый работник данной конкретной компании. Корпоративные компетенции, как правило, наиболее понятны, лаконичны и легко опознаваемы; предназначены для идентификации работника с корпоративными ценностями и корпоративной культурой компании. Они способствуют формированию корпоративной культуры и реализации стратегических компаний.
Примером корпоративных компетенций могут быть такие как:
уважение личных прав и интересов сотрудников, требований клиентов и условий сотрудничества, выдвигаемых деловыми партнерами и обществом.
беспристрастность, предполагающую оплату труда в соответствии с достигнутыми результатами и предоставляющую равные права для профессионального роста.
честность в отношениях и в предоставлении любой информации, необходимой для работы.
эффективность как устойчивое достижение максимально возможных результатов во всем что делается.
мужество противостоять тому, что неприемлемо, и брать на себя ответственность за последствия своих решений.
заботу, проявляемую в старании защищать людей от любого вреда или угрозы их жизни и здоровью и охране окружающей среды.
доверие сотрудникам, которое позволяет делегировать полномочия и ответственность за решения и способы их исполнения.
Корпоративные компетенции тотальное распространение, то есть должны быть свойственны каждому работнику компании, отсюда надо понимать, что чем больше список этих компетенций, тем сложнее обеспечить наличие полного комплекта у каждого работника. Поэтому набор корпоративных компетенций рекомендуется делать оптимальным: кратким, емким, отражающим лишь то, без чего сотруднику будет крайне сложно эффективно работать в данной компании.
Профессиональные компетенции по масштабу менее широки и локализованы (менее широки - не охватывают большой спектр должностей, а привязаны к конкретным должностям, вплоть до компетенций, характерных для какой-нибудь одной конкретной должности). Но определенный набор профессиональных компетенций присущ любой должностной позиции. Данный вид компетенции представляет собой набор личностных характеристик, а также знаний, умений и навыков, необходимых для эффективной работы на конкретной должностной позиции. Профессиональные компетенции должности ограниченны рамками конкретной компании. Например, возьмем компетенции заместитель директора по управлению персоналом структурного подразделения ОАО «Газпром». Он должен обладать такими управленческими качествами как: самостоятельностью, требовательностью, честностью, принципиальностью, порядочностью, высоким уровнем культуры, хорошим состоянием здоровья и высокой работоспособностью, умением отстаивать свою точку зрения, организовывать, координировать и контролировать работу подчиненных, эффективно использовать рабочее время, взаимодействовать с другими людьми, ориентироваться в сложных ситуациях, объективно относиться к критике; и психологическими качествами: мотивацией, самоконтролем, интеллектом, эмоциональной устойчивостью, способностью к анализу и обобщению.
Управленческие компетенции - наиболее локализованный и сложный вид компетенций. Это компетенции, необходимые для выполнения руководящих обязанностей управляющим работником. Чаще всего в компаниях разрабатывают многоуровневые управленческие компетенции. На верхнем уровне - компетенции, которыми должны обладать все руководящие работники компании. Далее - управленческие компетенции, соответствующие управленческим уровням компании. Например, управленческие компетенции топ-менеджеров, менеджеров среднего звена и т.д. последними в этой иерархии стоят специфические управленческие компетенции, характерные для конкретной специфической управленческой позиции. В качестве примера таких компетенций возьмем топ-менеджера. Он должен обладать таким набором компетенций: транслировать высокие ожидания своим сотрудникам, помогать сотрудникам верить в успех и прикладывать максимум сил для достижения задуманного, упорен, устремлен к успеху, активен, задает в коллективе норму конструктивного отношения к разногласиям, умеет выявлять глубинные интересы своего собеседника, способен избежать возникновения конфликта и т.д.
1 2