Цели и задачи трудовой адаптации
адаптация трудовой приспособление сотрудничество
Среди основных целей трудовой адаптации обычно выделяют экономические и социально - психологические [15, с. 12].
К первой группе относят:
) более быстрое достижение трудовых показателей, приемлемых для организации - работодателя;
) уменьшение стартовых издержек. Новый работник не всегда знает работу и то, как работает организация. До тех пор, пока он работает менее эффективно, чем опытные сотрудники, его работа требует от организации более высоких затрат. Эффективная адаптация уменьшает эти стартовые затраты и дает возможность новому работнику быстрее достигнуть установленных стандартов выполнения работы;
) сокращение текучести кадров. Если работники не смогли своевременно освоиться в организации, то они могут отреагировать на это увольнением;
) экономия времени непосредственного руководителя и коллег по работе. Работник, который недостаточно адаптировался к работе в организации, требует значительно больше времени на помощь в процессе выполнения возложенных на него обязанностей.
Ко второй группе целей относятся:
) вхождение работника в рабочий коллектив, в неформальную структуру и ощущение себя членом организации;
) снижение тревожности и неуверенности, испытываемых новым работником. Тревожность и неуверенность в данном случае возникает в связи с боязнью провалов в работе и неполной ориентации в рабочей ситуации;
) развитие у нового работника удовлетворенности работой, позитивного отношения к работе. Процесс адаптации долен способствовать формированию положительного отношения новых работников к организации, к своему подразделению и к порученному делу. Это непременное условие высоких рабочих показателей;
) принятие работником основных требований оргкультуры и следование правилам поведения, принятым в организации.
Двусторонний характер процесса адаптации персонала позволяет определить его цели со стороны организации и со стороны работника.
Цель адаптации работника со стороны работодателя:
) во - первых, желание получить лояльного, максимально управляемого сотрудника;
) во - вторых, максимально полное, быстрое и эффективное его приспособление к организации и выполняемой работе.
Задачи адаптации сотрудников с точки зрения работодателя:
) повышение эффективности организации, рост ее прибыли;
) повышение эффективности трудовой деятельности сотрудника;
) снижение возможности его увольнения;
) формирование у сотрудника лояльности к организации;
) снижение у него стресса, тревожности;
) формирование у сотрудника чувства удовлетворенности работой;
) обеспечение работника теоретическими и практическими знаниями об организации и выполняемой работе;
) установление у работника оптимальных для деятельности организации партнерских отношений в коллективе [15, с. 12].
Цель адаптации со стороны работника - максимально полное, быстрое и эффективное приспособление к организации, создание в максимально короткие сроки имиджа профессионала, желание в течение длительного времени оставаться сотрудником организации.
Задачи адаптации с точки зрения работника:
) получение знаний об организации, организационной культуре, информационных потоках, формальных и неформальных связях;
) знакомство со стилем управления;
) получение теоретических и практических знаний о специфике работы;
) снижение уровня стресса, тревожности;
) продолжение трудовых отношений с организацией;
) установление партнерских отношений с коллегами;
) формирование и рост чувства удовлетворенности от работы в организации [15, с.13].
Таким образом, адаптация нового работника в организации - это многосторонний процесс его приспособления к содержанию и условиям непосредственно к социальной среде, основывающийся на постепенной "вырабатываемости" сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда и совершенствовании его деловых и личных качеств.