Информационные системы в логистике
На уровне отдельного предприятия информационные системы, в свою очередь, подразделяются на три группы:
. плановые;
. диспозитивные (или диспетчерские);
. исполнительные (или оперативные).
Логистические информационные системы, входящие в разрядные группы, отличаются функциональными и обеспечивающими подсистемами. Функциональные подсистемы отличаются составом решаемых задач. Обеспечивающие подсистемы могут отличаться всеми своими элементами, т.е. техническими, информационным и математическим обеспечением. Остановимся подробнее на специфике отдельных информационных систем.
Плановые информационные системы создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера. Возможны следующие решаемые задачи:
· создание и оптимизация звеньев логистической цепи;
· управление условно - постоянными, т.е. малоизменяющимися, данными;
· планирование производства;
· общее управление запасами;
· управление резервами
· и другие задачи.
Дизпозитивные информационные создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логических систем. В данном случае решению подлежат следующие задачи:
· детальное управление запасами (местами складирования);
· распоряжение внутрискладским (или внутризавоским) транспортом;
· отбор грузов по заказам и их комплектование;
· учет отправляемых грузов
· и другие задачи.
Исполнительные информационные системы создаются на уровне административного или оперативного управления. Обработка информации в этих системах производится в темпе, определяемом скоростью ее поступления в ЭВМ. Это так называемый режим работы в реальном масштабе времени, который позволяет получать необходимую информацию о движении грузов в текущей момент времени и своевременно выдавать соответствующие административные и управляющие воздействия на объект управления. Этими системами решаются задачи, связанные с:
· контролем материальных потоков,
· оперативным управлением обслуживания производства,
· управлением помещениями и т.п.
Создание многоуровневых автоматизированных систем управления материальными потоками связано со значительными затратами, в основном в области разработки программного обеспечении, которое, с одной стороны, должно обеспечить многофункциональность системы, а с другой - высокую степень ее интеграции. Следовательно, при создании автоматизированных систем управления в сфере логистики, должна исследоваться возможность использования сравнительно недорогого стандартного программного обеспечения с его адаптацией к местным условиям.
В соответствии с принципами системного подхода любая система сначала должна исследоваться во взаимоотношении с внешней средой, а уже затем внутри своей структуры. Этот принцип последовательного продвижения по этапам создания системы, необходимо соблюдать и при проектировании логистических информационных систем.
С позиций системного подхода в процессах логистики выделяют три уровня.
Рисунок 5. - Уровни в процессах логистики с позиций системного подхода
Первый уровень - рабочее место, на котором осуществляется логистическая операция с материальным потоком, т.е. передвигается, разгружается, упаковывается и т.п. грузовая единица, деталь или любой другой элемент материального потока.
Второй уровень - участок, цех, склад, где происходят процессы транспортировки грузов, размещаются рабочие места.
Третий уровень - система транспортирования и перемещения в целом, охватывающая цепь событий, за начало которой можно принять момент отгрузки сырья поставщиком. Оканчивается эта цепь при поступлении готовых изделий в конечное потребление.
В плановых информационных системах решаются задачи, связывающие логистическую систему с совокупным материальным потоком. При этом осуществляется сквозное планирование в цепи «сбыт - производство - снабжение», что позволяет создать эффективную систему организации производства, построенную на требованиях рынка, с выдачей необходимых требований в систему материально-технического обеспечения предприятия. Этим плановые системы как бы «ввязывают» логистическую систему во внешнюю среду, в совокупный материальный поток.