Понятие логистики, ее функции и задачи
. управленческие,
. экономические,
. оперативно-финансовые.
Профессор Г. Павеллек и сотрудники Национального совета США по управлению материальным распределением, определяя сущность логистики, сконцентрировали свое внимание на управленческом аспекте. Логистика, по их мнению, - это планирование, управление и контроль поступающего на предприятие, обрабатываемого там и покидающего это предприятие потока материальной продукции и соответствующего ему информационного потока.
Многие специалисты в исследуемой области, например, французские, отдают предпочтение экономической стороне логистики и трактуют ее как совокупность различных видов деятельности с целью получения с наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное время и в установленном месте, в котором существует конкретная потребность в данной продукции. В справочнике, выпущенном компанией «Данзас» (одна из крупнейших германских транспортно-экспедиторских фирм), логистика определяется как некая система, выработанная для каждого предприятия с целью оптимального, с точки зрения получения прибыли, ускорения движения материальных ресурсов и товаров внутри и вне предприятия, начиная от закупок сырья и материалов, прохождения их через производство и кончая поставками готовых изделий потребителям, включая связывающую эти задачи информационную систему.
В других определениях логистики находят отражение взгляды специалистов, акцентирующих внимание на отдельных функциях в рассматриваемом цикле. Логистика в этих случаях сводится к весьма узкому кругу операций: транспортировка, погрузка-выгрузка, складирование и т.д. Обобщая вышеизложенные определения логистики, ее можно охарактеризовать как науку управления материальными потоками от первичного источника до конечного потребителя с минимальными издержками, связанными с товародвижением и относящимся к нему потоком информации.
В отмеченных выше трактовках определения логистики справедливо выделяются те или иные ее стороны, однако, упускается из виду важнейший момент логистики - возможность влиять на стратегию корпорации и на создание новых конкурентных преимуществ фирмы на рынке, т.е. на ее конечные цели. Этот аспект находит отражение во втором подходе к определению логистики.
Первыми именно практический потенциал логистики предугадали американские специалисты Пол Конверс и Питер Друкер. Они точно определили ее потенциальные возможности как «последний рубеж экономии затрат» и «неопознанный материк экономики». Впоследствии их точку зрения разделили и многие другие логистические теоретики. Такие американские исследователи, как М. Портер, Д. Сток, полагают, что логистика вышла за границы ее традиционного узкого определения и имеет большое, более того, первостепенное значение в стратегическом управлении и планировании фирмы.
Из приведенных определений логистики следует, что эта наука представляет собой более широкую категорию, чем маркетинг, многие из основных функций которого перешли к логистике. Одним из подтверждений служит создание на ряде фирм логистических структур, поглотивших ранее функционировавшие подразделения маркетинга. Более того, английские исследователи М. Кристофер и Г. Уилс считают, что логистика эффективна не только на уровне фирм, но и на отраслевом уровне. Именно логистике, считают они, должны принадлежать решения по общеэкономическому процессу отрасли, включая вопросы размещения предприятий и складов.
Разнобой в определении логистики обусловлен рядом причин:
· Одна из них скрывается в специфике и различии масштабов задач, которые пытаются решать отдельные фирмы в сфере сбыта товара, его перевозки, складирования и т.д.
· Другой причиной являются существующие различия в национальных системах организации и управления товародвижением, а также в уровне исследований проблем логистики в разных странах.
· Третья заключается во множественности функциональных направлений деятельности во внешней среде логистической системы.
Функциональное «окружение» логистической системы это:
. логистика и электронная обработка данных;
. закупка сырья и материалов;
. планирование материально-технического снабжения;
. планирование выпуска продукции;
. совершенствование качества продукции;
. планирование и управление производством;
. складские системы;
. планирование сбыта;
. рынок сбыта, маркетинг;
. структура сервиса;
. организация обслуживания клиента;
. планирование финансов; текущая финансовая деятельность;