Делегирование полномочий как важная составная часть функции организации
Обслуживающий аппарат наряду с консультативными функциями выполняет обслуживающие функции. К областям, в которых находит применение обслуживающий аппарат, относятся маркетинговые исследования, финансирование, планирование, материально-техническое снабжение и др.
Личный аппарат - это разновидность обслуживающего аппарата, формируемого из секретарей и помощников руководителя. Хотя в организациях сотрудники личного аппарата не имеют формальных полномочий, они могут обладать большой властью.
Делегирование полномочий тесно связано с понятиями централизация и децентрализация.
На практике часто эффективная реализация делегирования затруднена (табл. 1).
Причинами этого могут быть как руководители, так и подчиненные. Для преодоления препятствий необходимо их выявить и предпринять меры по существу причины: создать систему стимулирования, контроля, обучения, информирования, обеспечить необходимыми ресурсами и т.п.
Таблица 1. Препятствия к эффективному делегированию полномочий
Препятствия со стороны руководителя |
Препятствия со стороны подчиненного |
Отсутствие доверия к подчиненным |
Боязнь ответственности |
Боязнь потери власти |
Неуверенность в себе |
Отсутствие способности руководить, видеть перспективу, обучать |
Боязнь риска, критики, нареканий |
Боязнь риска |
Перегрузка подчиненного |
Отсутствие системы контроля за работой подчиненного |
Отсутствие стимулов |
Уверенность, что руководитель сам выполнит работу лучше |
Отсутствие необходимых ресурсов для выполнения работы (в т.ч. и незнание работы - отсутствие необходимых информационных ресурсов) |
Английские консультанты по управлению М. ВудкокА и Д. Френсис А дают следующие рекомендации по делегированию полномочий.
- Оцените риск. Риск должен быть оценен и минимизирован. Следует загружать подчиненных, но не до предела, и развивать свои навыки делегирования полномочий.
- Дозируйте передачу полномочий. Необходимо выбрать подходящий темп возрастания ответственности. Слишком большие требования могут вызвать стресс, привести к неудаче, но недостаточные требования расточительны и деморализующи.
- Добивайтесь общего ясного понимания целей. Квалифицированная передача полномочий требует четкой структуризации цепей и общего согласия с ними.
- Регулярно проводите консультирование.
- Контролируйте выполнение заданий. Определение критериев оценки и процедуры контроля дает чувство безопасности, сокращает риск, создает основу для консультирования.
- Передавайте полномочия способным людям.
- Ищите возможности для передачи полномочий. Однако передача слишком большой части работы может вызвать чувство возмущения.
- Уясните пределы ваших полномочий. Менеджер может передавать только те полномочия, которыми он располагает.
Заключение
Организация - это процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения общих целей.
Задачами организации являются:
- формирование структуры организации исходя из размера предприятия, его целей, технологии, персонала и других переменных;
- установление конкретных параметров, режимов работы подразделений организации, отношений между ними;
- обеспечение деятельности организации ресурсами (человеческими, финансовыми, материальными, информационными).
Делегирование означает передачу задач и полномочий сверху вниз лицу или группе, которые принимают на себя ответственность за их выполнение. Делегирование - акт превращающий человека в руководителя.
При строгом разделении труда по горизонтали и вертикали особо важной становится координация деятельности. Необходимо создание формальных механизмов координации, в противном случае совместная деятельность окажется невозможной, а отдельные функциональные области или лица будут сосредоточиваться на обеспечении своих интересов, а не всей организации в целом.
1 2