Новая модель управленческой деятельности руководителя
Существует несколько принципов управления процессом изменений, о которых необходимо помнить руководителю современной библиотеки.
необходимо согласовывать методы и процессы изменений с обычной деятельностью и управленческими процессами в организации;
руководителю, следует определить в каких конкретных мероприятиях, в какой степени, и в какой форме он должен непосредственно принимать участие;
важно согласовывать различные процессы по перестройке структуры библиотеки с коллективом;
управление изменениями включает различные аспекты - технологические, структурные, методологические, человеческие, психологические, политические, финансовые;
управление изменениями включает решения о применении различных подходов и способов вмешательства, которые помогают правильно начать, добиваться поддержки и осуществлять необходимые перемены.
Принципы управления неотделимы от культуры, основаны на честности и доверии к людям, лояльности к работающим, на обязательном установлении долевого участия каждого сотрудника в общих результатах, на умении руководителя слушать всех, с кем он общается по работе [27,с. 57].
Одной из главных задач руководителя библиотекой является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается библиотека как целостная система.
Целевая функция начинается с установления миссии библиотеки, выражающей смысл ее существования. В ней детализируется статус библиотеки, декларируются принципы ее работы, заявления и действительные намерения руководства, дается определение самых важных характеристик библиотеки. При этом на первом месте стоят интересы, ожидания и ценности читателей не только в настоящее время, но и в перспективе.
Миссия формулируется руководством, которое несет ответственность за ее воплощение в жизнь путем постановки и реализации целей библиотеки.
Цели - это конкретизация миссии в форме, доступной для управления процессом их реализации. Как правило, библиотека ставит и реализует не одну, а несколько целей, которые важны для ее функционирования и развития [27, с. 35].
Цель управления - это совокупность качественных, содержательных характеристик будущего состояния библиотеки, на ее основе формируются различные способы достижения (методы управления), происходят изменения в организационной структуре, осуществляется подбор кадров и т. д.
Руководитель библиотеки должен знать, что разделение или объединение отделов, перераспределение обязанностей сотрудников, в той или иной мере сказывается на результатах деятельности не только преобразуемых подразделений, но и библиотек в целом.
Руководитель в системе управления библиотекой - это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по определенным видам библиотечной деятельности [27,с. 147].
Профессионально важными свойствами личности руководителя также являются: эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, основанные на адекватной высокой самооценке, стремление к победе, базирующееся на мотивации достижения успеха. В соответствии с этим в процессе психологической диагностики целесообразно использование следующих опросниковых методик, оценивающих эмоционально-личностные свойства: в ходе разработки данной работы мы провели исследование по методике разработанной на основе опросника доктора психологических наук А.Л. Журавлева. Основу данной методики составляют группы утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководства и коллектива. Методика направлена на определение стиля руководства трудовым коллективом.