Организаторские способности современного руководителя
Для достижения высоких показателей в работе коллектива современный руководитель нуждается в эффективных организаторских способностях, которые объединяются в три типа:
. Организационная проницательность, включающая:
v психологическую избирательность - умение уделять внимание тонкостям взаимоотношений, синхронность эмоциональных состояний руководителя и подчиненных, способность поставить себя на место другого;
v практическую направленность интеллекта, т.е. прагматическую ориентацию руководителя на использование данных о психологическом состоянии коллектива для решения практических задач;
v психологический такт - способность соблюдения чувства меры в своей психологической избирательности и прагматической ориентированности.
. Эмоционально-волевая результативность - умение влиять, способность воздействовать на других людей волей и эмоциями. Она складывается из следующих факторов:
v энергичность, способность направлять деятельность своих подчиненных в соответствии со своими желаниями, заряжать их устремленностью, верой и оптимизмом в продвижении к цели;
v требовательность, способность добиваться решения своих задач при психологически грамотной постановке и реализации требований к подчиненным;
v способность критически оценивать свою деятельность, обнаружить и адекватно оценить отклонения от намеченной программы в деятельности работников.
. Склонность к организаторской деятельности, т.е. готовность к организаторской деятельности, начиная с мотивационных факторов и заканчивая профессиональной подготовленностью.
Хороший руководитель должен обладать следующими личными качествами:
v широким кругозором, жаждой знаний, профессионализмом, новаторством, творческим подходом к работе;
v чувством понимания ситуации;
v творческим отношением к работе, упорством, уверенностью в себе и преданностью делу;
v нестандартным мышлением, изобретательностью, инициативностью и способностью генерировать идеи;
v готовностью к переменам, открытостью, гибкостью и легкой приспособляемостью к происходящим изменениям;
v стремлением к сотрудничеству, коммуникабельностью и чувством успеха;
v эмоциональной уравновешенностью и стрессоустойчивостью, психологическими способностями влиять на людей;
v ситуационным лидерством и энергией личности в корпоративных структурах;
v способностью работать в коллективе и с коллективом;
v умением предвидеть результат;
v внутренней потребностью к саморазвитию и самоорганизации;
v способностью и умением рисковать;
v способностью действовать самостоятельно;
v ответственностью за деятельность и за принятые решения;
v способностью увидеть, выделить существенное;
v искусством выполнять планы.
Эффективное руководство предполагает, что люди совместно координируют ресурсы, определяют задачи, выдвигают и поддерживают идеи, планируют деятельность и т.д. Коллективная работа позволяет открыть большие новые возможности, коллективный подход - решать проблемы сообща. Тем самым вырабатывается больше идей, возрастает инновационная способность, уменьшаются возможности для появления стрессовых ситуаций.
Воздействие руководителя на коллектив начинается с подбора и расстановки кадров на различных участках. Расстановка кадров должна помогать раскрытию личных способностей работников, обеспечивать рост эффективности совокупного труда всего коллектива.
1 2