Особенности формирования способностей
Способности
- одно из наиболее известных и общих психологических понятий. Но его содержание нуждается в существенном уточнении.
Одно из определений способностей выглядит следующим чином: «Способности - это свойства души человека как совокупность разнообразнейший психических процессов и состояний». Сейчас этим определением в психологии почти не пользуются.
Определение, которым пользовались в 18-19 в., есть такое: «Способности - это такой уровень развития общих и специальных знаний, умений и привычек, которые обеспечивают успешность выполнения человеком разных видов деятельности».
Сегодня чаще всего пользуются таким определением, которое акцентирует внимание на следующих признаках способностей:
Во-первых
, способности - это личностно-психологические особенности, которые отличают одного человека от другого;
Во-вторых
, к способностям относится лишь то, что имеет отношение к успешности выполнения определенной деятельности или нескольких видов деятельности;
В-третьих
, способности не сводятся к знаниям, умениям, привычкам, которые уже приобретены человеком, хотя и обуславливают легкость и скорость их достояния.
Таким образом, чем более развита у человека способность, тем успешнее он овладевает деятельностью и выполняет ее, а сам процесс овладения и соответствующая деятельность дается человеку субъективно легче сравнительно с обучением или работой в той сфере, в которой он не имеет способностей.
Способности не появляются на пустом месте. В их основе лежат определенные естественные особенности человека, его задатки, т.е. человек рождается с генетическими, анатомо-физиологическими особенностями, на основе которых при определенных социальных условиях в процессе деятельности и общении формируются способности личности. В связи с последним подчеркнем, что способности не могут существовать иначе, чем в постоянном процессе развития. А это возможно только при условиях их использования. Если же этого нет, то они со временем теряются.
В общей классификации различаются способности естественные (биологически обусловленные) и специфично человеческие способности, которые имеют общественно-историческое происхождение.
Большинство естественных способностей являются общими у людей и животных, особенно в высших, например, у обезьян.
К ним относятся восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. Эти способности непосредственно связаны с биологическими задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии жизненного опыта.
Специфично человеческие способности - это общие и специальные высшие интеллектуальные способности, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные способности.
Общие способности - это те из них, которые влияют на успешность человека в разных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенный язык и т.п.
Специальные способности определяют успешность человека в специфических видах деятельности, для которых нужны особые задатки и их развитие. Это музыкальные, математические, лингвистические, литературные, художественные, спортивные способности. Часто общие и специальные способности взаимодополняются.
Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые определяют успешность человека в абстрактно-теоретических соображениях, а вторые - в конкретных, практических действиях. Такие способности, в отличие от общих и специальных, очень редко дополняют друг друга.
Если учебные способности определяют успешность человека в обучении и воспитании, усвоении им знаний, умений, навыков, формировании качеств личности, то творческие способности - в создании предметов материальной и духовной культуры, открытиях и изобретениях.
Способности к общению (коммуникативные способности) - это язык человека в его коммуникативной функции, способность межличностного восприятия и оценивания окружающих, способность социально-психологической адаптации к разным обстоятельствам, способность контактировать с разными людьми, осуществлять влияние.
1 2