Виды компетенций
Все сотрудники организации должны иметь базовые компетенции (общекорпоративные), которые устанавливаются руководителями высшего звена. Основными базовыми компетенциями могут быть:
преданность бизнесу;
нацеленность на изменения;
делегирование полномочий;
работа в команде;
безупречное выполнение своих обязанностей;
порядочность.
Базовый набор компетенций объединяет всех сотрудников организации и дает новым сотрудникам четкие ориентиры.
Функциональные компетенции - это необходимые требования к должности, в основе которых - выполняемые на рабочем месте функции и действия [2].
Функциональные компетенции довольно подробно описываются в квалификационных справочниках, это обязательные требования.
Ролевые компетенции (менеджерские) - это требования к ожидаемому рабочему поведению сотрудника. Ролевые компетенции «увенчивают» профиль должности в данной организации; они отражают стратегическое направление развития бизнеса или рыночное позиционирование компании на определенном отрезке времени, поэтому наиболее изменчивы [2].
Также выделяют следующие виды компетенций:
приобретенные - знания и умения, приобретенные на работе;
природные - базовые качества личности;
адаптивные - набор качеств, помогающий индивиду достигать цели в новой рабочей среде.
Компетенции еще могут быть:
простыми, т.е. иметь единый перечень индикаторов поведения;
детализированными, т.е. состоящими из нескольких уровней;
дифференцирующими, т.е. содержащими знания и характеристики поведения, которые позволяют отличать наилучших работников от средних.
Чтобы помочь пониманию, компетенции обычно обозначаются определенным названием, которому дается соответствующее описание.
Название - как правило, очень короткий термин, который выделяет одну компетенцию из числа других, являясь одновременно содержательным и легко запоминающимся.
Типичные названия компетенций:
управление отношениями,
работа в группе,
влияние,
сбор и анализ информации,
принятие решений,
личное развитие,
генерирование и накопление идей,
планирование и организация,
управление выполнением задачи к установленному сроку,
постановка цели.
компетенция корпоративный культура требование