Актуальные вопросы в борьбе с коррупцией
По последним данным, число выявленных случаев взяточничества как будто бы нарастает, в 2010 г. оно достигло 9,8 тыс. преступлений. Но если посмотреть на состав привлеченных к уголовной ответственности, то станет ясно - в борьбе с этим злом много имитации. К уголовной ответственности за взятки в основном привлекаются врачи, педагоги, судебные приставы, участковые уполномоченные милиции, контролеры различных ведомств, сотрудники паспортно-визовых служб. Одним словом, те люди, зарплата которых едва достигает реального прожиточного минимума или с небольшим его перекрывает. А ведь им необходимо содержать еще и семьи.
Неразвитость законодательства проявляется и просто в плохом качестве законов, в несовершенстве всей правовой системы, в нечеткости законотворческих процедур. Здесь различные виды коррупции порождаются:
) противоречивостью законодательства и даже отдельных законов, что позволяет политикам и чиновникам создавать себе идеальные условия для вымогательства и шантажа граждан;
) незавершенностью законов, изобилующих двусмысленностями, пробелами, многочисленными отсылочными нормами. В итоге довершение законодательного регулирования перекладывается на подзаконные акты органов исполнительной власти, подготовка которых практически неподконтрольна. Тем самым создавались условия для появления нечетких, «закрытых», плохо доступных инструкций, создающих дополнительные условия для коррупции;
) отсутствием законодательного регулирования процедур подготовки нормативных и иных регулирующих и распределительных актов (законов, президентских указов, постановлений правительства и т.п.), что существенно облегчало возможности для коррупции. Все это усугублялось общим пренебрежением к процедурной строгости.
Неэффективность государства проявляется и в том, что после разрушения номенклатурной системы не появилась современная система отбора и продвижения государственных служащих. В результате новая волна чиновников содержит немало проходимцев, идущих на государственную службу с заранее обдуманными намерениями использования своего служебного положения в целях, весьма далеких от благородных. Нередко и прямое делегирование «агентов влияния» из коммерческих структур в государственные органы.
Так, по данным Transparency International, замерявшей мнение россиян в 2010 г., уровень коррупции в разных сферах составляет (максимальный уровень - 10, минимальный - 1):
Правохранительные органы |
4,2 |
Политические партии |
4,0 |
Парламент |
3,9 |
Суд |
3,9 |
Налоговые органы |
3,8 |
Бизнес |
3,8 |
Таможня |
3,7 |
Образование |
3,7 |
Медицина |
3,5 |
Регистрационные органы |
3,5 |
Армия |
3,5 |
СМИ |
3,4 |
ЖКХ |
3,1 |
Некоммерческие организации |
2,7 |
Церковь |
2,2 |
К числу проблем, порождающих коррупцию, несомненно, должна быть отнесена и слабость гражданского общества, его отрыв от государственной власти. Демократическое государство в состоянии решать свои проблемы только в кооперации с институтами гражданского общества. Обнищание российского общества, спад социально-экономической активности граждан, всегда сопровождающий начальные стадии модернизации, вызываемые этим разочарование, приходящее на смену прежним надеждам, - все это способствует отчуждению общества от власти, изоляции последней. Между тем ни низовая, ни верхушечная коррупция не могут быть подавлены без усилий общественных организаций гражданского общества. Значительную роль здесь могут сыграть федеральная и региональные общественные палаты.