Основные модели организационного поведения, их достоинства и недостатки
Модель поддержки. Сегодня в ряде учреждений становится актуальным внедрение модели поддержки. В определенных обстоятельствах она, безусловно, имеет ряд преимуществ по сравнению с рассмотренными выше.
Но переход этот прост лишь на бумаге, поскольку сопровождается изменением некоторых важных установок руководителя (управленческой группы).
Данная модель опирается на руководство, которое ориентировано на поддерживающие взаимоотношения.
Работники ориентированы на выполнение конкретных заданий и имеют возможность участвовать в управлении и принятии решений. При этом удовлетворяется их потребность в статусе и признании и возникает опора на внутренние стимулы.
Заметим, что поддерживающая модель начинает хорошо работать при условии наличия минимального объема ресурсов (финансовых, юридических, информационных и пр.).
Для нее характерен климат индивидуального роста, она особенно эффективна при относительно «приличном» уровне жизни, однако переход к ней требует серьезной ломки взглядов руководителя.[4, c. 118-119].
Что касается четвертой - «коллегиальной» - модели организационного поведения, то она, несмотря на свою привлекательность, не может быть реализована в настоящих условиях, поскольку осуществима только в условиях избытка ресурсов, а это представляется абсолютно нереальным. Эта модель является, скорее, теоретической, потому, что ее реализация на практике крайне редка даже в более благополучной Европе.
Таблица 1 - Модели организационного поведения (по Ньюстрому и Девису)
Показатель |
Модели организационного поведения | |||
Авторитарная |
Опеки |
Поддерживающая |
Коллегиальная | |
Модель опирается на |
Власть |
Экономические ресурсы |
На человеческие ресурсы |
Партнерство |
Ориентация руководства на |
Полномочия |
Ресурсы, деньги |
Поддержку |
Работу в команде |
Ориентация педагогов на |
Подчинение |
Безопасность и льготы |
Выполнение конкретных рабочих заданий |
Ответственное поведение |
Психологический результат |
Зависимость от руководителя |
Зависимость от организации |
Участие в управлении |
Самодисциплина |
Удовлетворение потребностей педагога |
В существовании |
В безопасности |
В статусе и признании |
В самореализации |
Участие педагогов в процессе труда |
Минимальное |
Пассивное сотрудничество |
Реагирование на внутренние стимулы |
Умеренный энтузиазм |
1 2